(Газета.Ру) Кремлю, возможно, пора задуматься о тщете всех тех дипломатических и экономических усилий, которые за последние двадцать лет были потрачены Москвой на то, чтобы реинтегрировать Украину и Россию.
Информации, пришедшей из Завидово, слишком мало для того, чтобы понять, договорились ли о чем-нибудь Владимир Путин и Виктор Янукович и в чем вообще состоял реальный предмет обмена мнениями.
Тем не менее очевидно, что визит Януковича зафиксировал возникновение новой ситуации в российско-украинских отношениях. В декабре от приезда украинского президента в Москву ждали – одни с досадой, другие с предвкушением российского триумфа – лишь более или менее почетной капитуляции. Срыв встречи сопровождался заносчивыми комментариями неназванных околокремлевских источников типа «Путин примет Януковича, только если Украина будет готова принять все условия России». Цитату можно найти в интернете.
И вот Янукович приехал и уехал, но о вступлении Украины в созданный Россией Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном или о переходе украинской газотранспортной системы в руки россиян так и не объявили.
Более того, сидя под телекамерами рядом с Путиным, Янукович выглядел наиболее уверенно за все три года своего пребывания у власти.
Возможно, это обманчивое впечатление. Возможно, его просто профессионально подготовили. И все же нельзя не видеть, что для обретения украинским политическим руководством уверенности в себе есть два основания.
Первое очень весомое — саммит Украина–ЕС на прошлой неделе. Киев прорвал изоляцию со стороны Запада, в которой он находился более года — примерно с того момента, когда всем стало ясно, что приговор Тимошенко не минутная прихоть правителя, а элемент политики по ограничению политического плюрализма на Украине как такового. Прорыв этот, надо сразу сказать, очень скромный. Никакой прямой дороги к подписанию Украиной соглашения об ассоциации с Евросоюзом он не открывает. В совместном заявлении зафиксированы обязательства Украины уже к маю добиться конкретного прогресса в правовой и экономической сфере в соответствии с рекомендациями ОБСЕ и Европейского парламента и требованиями самого ЕС, но опыт показывает, что рассчитывать на это пока было бы преждевременно.
С другой стороны, важно то, что маятник сдвинулся. Решение в любом случае будет политическим, и как слово «прогресс» будет интерпретировано в Брюсселе через несколько месяцев, никому не известно.
[…]
Читать статью | © Газета.Ру