До открытия зимних Олимпийских игр в Сочи остается менее месяца, и вопросы о том, как успех или провал Олимпиады может отразиться на нынешнем руководстве России, продолжают активно обсуждаться политологами.
«Это будет испытанием для репутации не только ведущих атлетов мира, но и президента России Владимира Путина, – заявила в понедельник Джейн Харман, директор Центра Вудро Вильсона (Wilson Center), на телефонной пресс-конференции с журналистами. Харман, которая в прошлом была председателем Комитета по вопросам внутренней безопасности Палаты представителей, добавила, что вопрос безопасности Олимпийских игр является ключевым, но ей хорошо известно, что идеальной безопасности не бывает ни в США, ни в России.
По словам Мэтью Рожанского, директора Института Кеннана в Центрe Вудро Вильсона, его больше всего беспокоит проблема возможного пересечения вопросов безопасности и коррупции. «Если кто-то попросту посмотрит в сторону потому, что ему заплатили или пригрозили расправиться с семьей, – это уязвимое место», – заметил он.
Суфьян Жемухов, старший научный сотрудник Университета Джорджа Вашингтона, утверждает, что для организаторов нынешних игр вопрос безопасности – «не только технический, но и идеологический вызов».
«Ряд распоряжений, сделанных Медведевым и, впоследствии, Путиным в преддверии игр, показали, что вопрос безопасности отодвинул на задний план многие другие темы, включая даже экономический вопрос. При этом недавние теракты в Волгограде, а также события в Нальчике, Пятигорске, Дагестане показали, что недостаточно обеспечить безопасность в одном лишь Сочи – если это произойдет в Волгограде или Краснодаре, это вызовет панику во время Олимпийских игр. Если режим покажет, что он не способен справиться с мега-проектом, это вызовет вопросы по поводу способности режима управлять экономикой и решать другие проблемы современной России. Меня лично обеспокоило недавнее заявление губернатора Краснодарского края о том, что в регионе около 100 тысяч нелегалов. Такие цифры вызывают большое беспокойство».
Глава московского бюро газеты The Washington Post Кэти Лалли, которая сопровождала Владимира Путина в прошлом году во время одного из визитов в Сочи, сказала, что по ее мнению, чем удачнее будет выступление российских спортсменов на Олимпиаде, тем выше шанс, что россияне будут готовы простить властям и коррупцию при распиле олимпийских денег, и нонсенс, вроде лыжников, спускающихся по трассам в ветровках из-за теплой погоды. «Если Олимпиада кончится плохо, возможно, даже будет начато уголовное преследование по поводу коррупции, – сказала она. – Погода – это серьезная проблема. Дождь, тепло – это может помешать работе снежных пушек. Россия потратила на эти игры около 51 миллиарда долларов, для сравнения – Ванкувер потратил лишь 6 миллиардов.
Понятно, что в Сочи строительство инфраструктуры пришлось начинать фактически с нуля, но россияне также смирились с ценой и с коррупцией. Когда речь идет о крупных государственных проектах, они считают это неизбежным. Мне трудно сказать, окупится ли такое вложение в долгосрочной перспективе».
Иван Курилла, специалист по истории российско-американских отношений из Волгоградского государственного университета, сказал, что он лично не является поклонником президента Путина, однако надеется, что игры пройдут удачно. «Коррупция – это большая проблема, но мне бы не хотелось, чтобы это отразилось на самом мероприятии. Все-таки Олимпиада делается не для президента, а для спортсменов».
По поводу недавних терактов в Волгограде, эксперт отметил, что тот факт, что ни одна организация до сих пор не взяла за них ответственность, свидетельствует о том, что «их целью было не политическое заявление, а попытка дестабилизации обстановки».
Историк считает, что как успех, так и провал игр будет во многом приписан лично Путину. «Однако это не значит, что ему придется нести за это ответственность в стиле западных политиков: если игры будут провалом, это не значит, что ему придется уйти в отставку, или он будет вознагражден, если игры пройдут успешно. Отношение россиян к Путину меняется – он становится частью обстановки», – подытожил Курилла.