После того как Светлана Тихановская выразила готовность стать национальным лидером, Александр Лукашенко вновь заявил о неготовности ни к выборам, ни к отставке. Радикализация протестов и раскол элит могут изменить его линию […] От чего зависит дальнейшее развитие событий? На данный момент сложно представить себе переговоры между Лукашенко и оппозицией о переходе власти, сказал РБК директор исследовательской программы по восточному соседству ЕС и по России Финского института международных отношений Аркадий Мошес. По его мнению, власти республики не видят необходимости в подобных дискуссиях или серьезных уступках: раскол элит в республике минимальный, а Лукашенко чувствует себя в безопасности. Он свободно перемещается по стране, заручился поддержкой России, указал аналитик.
«Вопрос переговоров о передаче власти станет актуальным лишь в том случае, если накал протестов возрастет, а силовикам окажется сложнее контролировать ситуацию с безопасностью элит. Протест должен получить контроль хотя бы над минимальной территорией страны — это стало бы воплощением его способности устанавливать власть над частью страны», — считает Мошес. Он отметил, что контроль над территорией стал одним из компонентов успеха украинской оппозиции на Майдане […]
В целом есть три сценария, как может развиваться ситуация в Белоруссии, считает Аркадий Мошес. Во-первых, не исключено, что протесты будут нарастать и силовые органы республики окажутся не в состоянии их сдержать. В таком случае произойдет скорый уход Лукашенко. Во-вторых, протест все еще может выдохнуться, и в таком случае Лукашенко удастся выиграть больше времени.
«В стратегическом плане нынешний режим в Минске все равно окажется обреченным, но сможет просуществовать еще несколько лет — до следующей масштабной волны недовольства», — пояснил эксперт. Наконец, в-третьих, в стране может произойти серьезная дестабилизация, в условиях которой сетевой протест будет сосуществовать с неконтролируемыми действиями полиции и вмешательством внешних сил. По словам Мошеса, вероятность первых двух сценариев равнозначна, третий сценарий наименее вероятный, но исключать его полностью тоже не стоит.