(Международная Аналитика) Пандемия коронавируса стала проверкой на способность государств реагировать на внешние вызовы. Цель статьи состоит в том, чтобы оценить, как в разных странах Южного Кавказа вводятся и соблюдаются карантинные меры – от рекомендаций до введения режима чрезвычайного положения – а также к каким последствиям эти меры приводят для легитимности власти, устройства элит и качества государственного управления.
С точки зрения анализа, Южный Кавказ является «удобным» регионом: разные меры по борьбе с пандемией в его странах приводят к различным результатам. В целом идеология борьбы с коронавирусом в них основывается на изоляционизме и алармизме. Изоляционизм стран Южного Кавказа является частью глобальной тенденции и в некоторых случаях результатом нормативного влияния Запада. Алармизм также выступает необходимым фактором в борьбе с вирусом: именно паника стала основой для редкой в транзитных странах консолидации общества вокруг власти и массового одобрения вводимых государствами строгих ограничений. В отличие от предыдущих кризисов XXI века, пандемия создает запрос на компетентность власти и готовность реализовывать политические решения в ущерб комфорту и экономическим интересам граждан.
Особенность Южного Кавказа в том, что вызванный пандемией такой запрос последовал за стремлением граждан добиться от правительств честности и борьбы с коррупцией, что было основным драйвером революций в Армении и Грузии. В условиях распространения болезни требование эффективной работы государственных институтов выступило на первое место. Если сравнительный успех Грузии в борьбе с пандемией сохранится, это станет еще одним свидетельством для остальных стран региона о том, насколько важно для государства быть «институционально состоятельным».
Читать далее © Международная Аналитика, Искандарян Александр Максович Микаелян Грант Георгиевич