Brian Taylor, The Code of Putinism (Oxford University Press, 2018). Автор соединил широту и полноту обзора современной российской политики с популярным стилем изложения, что делает ее доступной для undergrads и для широкой публики. Полемизируя со сторонниками rational choice, он вводит в свой анализ дополнительные измерения – идеи, привычки и эмоции, сочетание которых с мотивами максимизации власти и образует, по его мнению, «кодекс путинизма». Правда, набор компонентов этого кодекса – этатизм, антизападничество, антилиберализм (идеи), контроль, порядок, антиплюрализм, лояльность, гипермаскулинность (привычки) и уважение/унижение, ресентимент и страх (эмоции) – никоим образом не специфичен по отношению к сегодняшней России. Обыкновенный персоналистский авторитаризм, только и всего. Оценка «A-».
Daniel Treisman, ed., The New Autocracy: Information, Politics, and Policy in Putin’s Russia (Brookings Institution Press, 2018). Редкий пример целостного сборника научных трудов 18 авторов, все 11 глав которого написаны доступным для undergrads и широкой публики языком и при этом выполнены на высоком профессиональном уровне. Выделять что-либо специально в таком издании нелегко, но мои предпочтения – на стороне главы 2 Максима Ананьева (лучший up-to-date краткий разбор функционирования исполнительной власти в России). Правда, идея российского режима как «информационной автократии», заявленная редактором в предисловии книги, раскрыта не в полном объеме: часть глав в нее или не вписываются, или отчасти ей противоречат. Оценка «А-».
Elisabeth Schimpfössl, Rich Russians: From Oligarchs to Bourgeoisie (Oxford University Press, 2018). Наверное, ни одна академическая книга по Russian Studies не рекламировалась в СМИ так широко, как эта. Многочисленные интервью о частной и публичной жизни представителей крупного российского бизнеса и их семей призваны подтвердить тезис автора о том, что российские олигархи превращаются в класс буржуазии посредством конверсии своего экономического капитала в социальный и культурный. Однако evidence довольно размыт, выборка информантов смещена, и выводы отчасти писаны вилами по воде в смысле validity and robustness. Один из персонажей книги, Зиявудин Магомедов, накануне ее публикации угодил за решетку – буржуазия прям-такая буржуазия… Оценка «В».
Steven Levitsky, Daniel Ziblatt, How Democracies Die (Crown, 2018). Жанр книги – политологические sopli&vopli: сплошное «ужас-ужас-ужас» от двух гарвардских профессоров. Книга о том, как авторитарные популисты-аутсайдеры при поддержке избирателей (демоса) убивают (или уже убили?) демократию. Хотя симптомы ряда болезней демократии в целом описаны верно, но предлагаемый рецепт их лечения – призыв к элитам сплотиться вокруг mainstream, дабы не дать избирателям возможности «неправильно» проголосовать – более чем сомнительный. Знакомые соотечественникам реминисценции на тему «Россия, ты одурела!» и «Голосуй, а то проиграешь!» на современном материале США и других демократий. Полезное чтение для понимания состояния умов авторов, но познавательная added value книги невелика. Оценка «С+»