Командующий ВМС США в Европе и Африке считает, что скандинавские страны готовы к отражению любой агрессии. 31 октября на севере Европы началась активная фаза учений сил НАТО под названием Trident Juncture – учений, которые считаются крупнейшими со времен окончания «холодной войны», и в которых, по данным Североатлантического альянса, принимают участие около 50 тысяч военнослужащих, 250 самолетов, 65 кораблей и 10 тысяч различных единиц боевой техники из всех 29 стран-членов НАТО. Кроме того, в маневрах участвуют военные Швеции и Финляндии – стран, не являющихся членами НАТО, но в последние четыре года все теснее сотрудничающих с альянсом.
Дмитрий Горенбург: военная координация северных стран – цель учений Trident Juncture
Дмитрий Горенбург, эксперт Дэвисовского центра российских и евразийских исследований при Гарвардском университете (Harvard University, Davis Center for Russian and Eurasian Studies), в интервью Русской службе «Голоса Америки» говорит, что на проверку военного сотрудничества стран Скандинавии с НАТО и были направлены усилия организаторов учений Trident Juncture:
«Одной из главных целей этих учений была проверка практического взаимодействия северных стран Европы. Я не думаю, что Швеция и Финляндия собираются входить к НАТО, у такого вхождения не вполне очевидные выгоды и довольно высокая цена – особенно для Финляндии в смысле ее отношений с Россией. Но они будут вполне довольны возможностью фактической интеграции с НАТО, и мы увидим еще больше подобных совместных действий в будущем, включая обмен разведданными и технологиями, хотя и без формального членства в НАТО».
Дмитрий Горенбург не считает, что размеры военного противостояния НАТО и России сравнимы с тем, что происходило в годы «холодной войны», но напряженность действительно высока: «Численность, в частности, кораблей и подводных лодок, в частности, в Средиземном море с обеих сторон существенно меньше, чем тогда. Но состояние конфронтации, конечно, очевидно – нужно вспомнить, что еще пять-шесть лет назад Россия и НАТО проводили там совместные учения, а теперь стороны вернулись к тому, чтобы рассматривать друг друга в качестве соперников».
Эксперт считает, что опасность проведения учений НАТО и российских ракетных стрельб поблизости друг от друга зависит от многого: «Например – от того, сколько линий связи между сторонами, сколько информации они предоставляют друг другу. Насколько я знаю, российские наблюдатели были приглашены на Trident Juncture согласно протоколам ОБСЕ, и я надеюсь, что россияне также приглашают натовцев, хотя насчет именно этого случая я не знаю. Конечно, проводить эти учения так близко опаснее, чем в разных районах, но, насколько я знаю, Норвегия на уровне властей не слишком этим обеспокоена. Медиа, впрочем, реагируют по-другому» […]